Для достижения учебных результатов в соответствии с поставленными целями необходимо выполнить активные самостоятельные учебные действия. Это третий шаг в алгоритме самоуправления учебными действиями. В цикле самообучения предусмотрено четыре группы таких учебных действий: чтение с целью восприятия учебной информации (И), обработка информации с целью понимания и усвоения знаний (М), выполнение тренировочных упражнений (Т), практические работы, привязка к жизни, интенсивный тренинг (П). осознанный выбор необходимых самостоятельных учебных действий определяется тем, какой начальный уровень компетентности был определен тем, какой уровень компетентности был определен участником обучения на старте и какого уровня компетентности хочется достигнуть в конце учебного цикла (образ цели). Подробное описание необходимых алгоритмов учебных действий на уровне пошаговых инструкций может быть представлено в специальном документе «Технологическая карта».
К этой группе учебных действий в первую очередь относятся различные способы восприятия учебной информации через сенсорные каналы (органы чувств) из различных информационных источников. В качестве источников могут быть печатные информационно-методические материалы, интерактивные учебные презентации, демонстрационные видеоклипы, видеоролики и пр. восприятие учебной информации – это такое учебное действие, которое не предназначено для формирования компетентности. Результатом может быть только переход с первой ступеньки некомпетентности на вторую ступеньку некомпетентности.
Буквой «М» кодируется комплекс учебных действий – обработка учебной информации с целью усвоения понятий. Выполнение этих учебных действий является необходимым для перехода на третью ступеньку лестницы компетентности, которая называется «ОСОЗНАННЫЕ ЗНАНИЯ». Обработка учебной информации – это конспектирование, выделение ключевых понятий и прояснение непонятых слов, структурирование, систематизация, кодирование информации, подготовка тестовых заданий с вопросами открытого и закрытого типа и пр.
К этой группе относятся учебные действия, направленные на выполнение базовых тренировочных упражнений, предназначенных для формирования умений. Данный вид учебной деятельности является необходимым для перехода на четвертую ступеньку лестницы компетентности, которая называется «ОСОЗНАННЫЕ УМЕНИЯ». Тренировочные учебные действия – это решение задач расчетного типа, выполнение упражнений и лабораторных работ, исследование компьютерных и материальных учебных моделей, выполнение тренировочных тестовых заданий и пр.
К этой группе учебных действий относится интенсивный тренинг, основанный на очень большом количестве повторений элементарных действий, доведение этих навыков до автоматизма. Это привязка к жизни и профессиональной деятельности. Для формирования автоматических навыков (рефлексов) широко используются интерактивные компьютерные тренажеры (компьютерные игры, клавиатурные тренажеры, эмуляторы программных сред, имитаторы, компьютерные модели и пр.). при достаточно большом объеме и интенсивности тренировочных и практических действий возможен переход на пятую ступеньку лестницы компетентности, которая называется «НЕОСОЗНАННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ».
Для контроля знаний используется три основных группы тестовых заданий:
Контрольные вопросы открытого типа – очень эффективное средство для активизации учебного процесса и повышения уровня осознанных знаний у участников учебного процесса. Это базовая форма организации тестового контроля. Такие вопросы требуют развернутого ответа и могут применяться в устной форме (собеседование с преподавателем или режим тренировки с партнером) и в письменной форме.
Базой для формулирования контрольных вопросов является учебный материал в модульной учебной среде. Контрольные вопросы открытого типа дают возможность оценить уровень знаний и выявить слабые места на разных уровнях усвоения: мобильность знания, гибкость метода, критичность мышления. Это определяется тем, как сформулирован контрольный вопрос.
1. Мобильность знания (кто . . . , что . . ., когда . . . , где . . ., в чем суть . . ., какова главная идея . . . , назовите ключевые слова . . ., дайте определение . . ., запишите формулу . . ., опишите свойства . . ., перескажите . . ., найдите по справочнику . . .).
2. Гибкость метода (как . . ., почему. . ., зачем . . ., из чего состоит . . ., как соотносится . . ., какая разница между . . ., сконструируйте . . ., приведите пример . . ., решите разными способами . . ., составьте опорный конспект . . .).
3. Критичность мышления (найдите ошибку . . ., в чем причина . . ., каковы критерии . . ., в чем преимущества (недостатки) . . ., постройте прогноз, приведите аргументы за/против . . .).
Контрольные вопросы открытого типа – это очень эффективное средство для организации тренировочных и контрольных действий.
В блоке контроля знаний пакет контрольных вопросов дает возможность результативно проверить уровень компетентности участников учебного процесса. В модульном обучении рекомендуется готовить вариативные пакеты контрольных заданий. Предлагаются следующие варианты организации пакетов:
Контрольные вопросы открытого типа дают возможность организовать проверку уровня компетентности разными способами:
Контрольные вопросы открытого типа дают возможность организовать проверку знаний и умений на разных уровнях усвоения. Уровень усвоения определяется тем, как сформулированы контрольные вопросы. Для каждого уровня усвоения (мобильность знания, гибкость метода, критичность мышления) предлагаются различные примеры речевых конструкций. К контрольным вопросам второго уровня усвоения (гибкость метода) относятся также вопросы типа «примеры из жизни» (приведите примеры того, как вы использовали . . . , если бы вы . . . , что бы вы . . . , приведите примеры из своей жизни. . . , приведите, основываясь на жизненном опыте, по . . . примера каждого . . . , приведите пример того, как .. . влияет на . . . и опишите, как вы будете применять эту информацию в собственной жизни).
Программированные тесты.
Это форма контроля знаний, к которой относятся тестовые задания закрытого типа (выбор правильного ответа из списка, сортировка, подбор пар). Такие тесты имеют шаблоны правильных ответов, поэтому контроль несложно организовать на основе применения технических средств и автоматизировать процесс проверки учебных результатов.
В учебной среде программированные тесты могут также применяться в тренировочном режиме, что означает следующее:
У контрольных тестов закрытого типа есть большой недостаток – это возможность получения положительного результата путем угадывания или заполнения бланка случайным образом (наугад). Предлагается новая версия организации тестового контроля, которая исключает этот недостаток. Отличие от традиционной методики заключается в следующем:
o Для каждого вопроса определяется норматив (+) – это то количество баллов, которое ученик получит, если ответ правильный
o Для каждого задания также определяется количество баллов (-), которое ученик теряет в общей сумме баллов, если ответ неправильный
Тестовые задания типа "КРОССВОРД" и "Поле чудес".
Это отдельная группа тестовых заданий. Отличие от контрольных вопросов открытого типа и программированных тестов с вопросами закрытого типа состоит в том, что в для этой группы не требуется вводить развернутый ответ, а необходимо найти только одно нужное слово, но при этом не предлагаются готовые шаблоны ответов, как в программированных тестах. Есть только одна подсказка - это количество букв в слове, которое является правильным ответом. Тестовые задания типа "Кроссворд" и "Поле чудес" используются в основном для проверки знаний и правильного понимания терминов, понятий. Информационным источником для генерации таких тестовых заданий в первую очередь является терминологический словарь.
Write a comment
Вячеслав Луценко (Friday, 27 December 2013 14:08)
Все ясно и понятно.
Виктория (Monday, 25 August 2014 16:39)
познавательно