ЛИЧНОСТЬ - это
человек, обладающий УСТОЙЧИВОЙ системой черт ХАРАКТЕРА. Например, Суворов, Януш Корчак, Александр
Лебедь...
Противоположность
личности - "винтик", "как все", “тряпка”, конформист...
Классификация качеств человека
-
Духовные качества: твердость духа, неподкупность.
-
Душевные качества: доброта, нежность,
отзывчивость.
-
Нравственные качества: честь, совесть, этические
нормы.
-
Интеллектуальные качества: мышление, память, внимание, техника решения
задач.
-
Коммуникативные качества: умение общаться, доброжелательность, общительность, скромность, такт.
-
Волевые качества: настойчивость, решительность,
самообладание, умение довести работу до конца.
-
Исполнительские (деловые) качества: трудолюбие,
организованность, целеустремленность, деловитость, энергичность, работоспособность.
-
Эмоциональные качества (реакции, чувства)
жизнерадостность, импульсивность…
-
Чувство юмора (понимание шуток и умение
шутить).
ТВОРЧЕСКАЯ
ЛИЧНОСТЬ - это человек, обладающий ВСЕМИ качествами личности, плюс желанием творить, плюс обладание системой умений и
навыков, необходимых для творчества. В понятии "Творческая личность" все таки главное слово личность. А главное
качество личности – это нравственность.
Г.С. Альтшуллер,
создатель Теории Решения Изобретательских Задач и Теории Развития Творческой Личности (ТРТЛ), назвал шесть качеств Творческой личности, безотносительно к роду занятий:
-
Достойная цель жизни. (Развивать
с 13 – 15 лет).
-
Умение строить планы и
программы. (Развивать с 7 лет).
-
Работоспособность.
-
Техника решения
задач.
-
Умение держать удар.
-
Результативность.
Другими, не менее важными качествами Творческой личности являются:
-
Нравственная чистота. Честь. Совесть.
Правдивость. Справедливость.
-
Умение самостоятельно определить, что благородно,
что не благородно, что хорошо, а что плохо.
-
Доброта. Умение сострадать, отзывчивость.
-
Человеческое достоинство. Уважение к другой
человеческой личности.
-
Ответственность. Обязательность.
-
Способность фантазировать и воображать.
-
Нешаблонное, критическое, независимое мышление.
Виды мышления приведены ниже.
-
Умение учиться, самостоятельно приобретать знания
и самосовершенствоваться всю жизнь.
-
Желание творить и способность наслаждаться
процессом творчества.
-
Умение видеть задачи.
Качества Достойной
цели: новизна, общественная полезность, конкретность, значительность, практичность, независимость.
В ТРИЗ есть такое понятие Предтворческая личность – это личность (дети) еще не выбравшая свою
Достойную цель. ПТЛ = ТЛ – ДЦ.
Отметим, что кроме Достойных целей существуют и недостойные (деструктивные, неэкологичные)
цели.
Краткий анализ видов мышления, которые надо развивать:
-
Системное мышление, то есть способность воспринимать любой предмет и проблему всесторонне, во всем многообразии частей и их связей. Наиболее
сложным здесь (но и эффективным) является, так называемый системный оператор, объединяющий системный, диалектический и функциональный подходы, названный Альтшуллером “Гениальным
мышлением”
-
Диалектическое мышление, то есть знать существо основных законов диалектики (кстати, очень простых), способность видеть противоречия и развитие всех
систем во времени.
-
Функциональное мышление – понимание того, что все предметы люди делают не для того чтобы иметь эти предметы, а для того, чтобы они помогли
удовлетворить потребности человека.
-
Логическое мышление: нахождение
причинно-следственных связей, мышление по законам логики, умение доказывать, умение отстаивать свое мнение, свое решение.
-
ТРИЗовское мышление – это объединение всех
отмеченных выше видов мышления, плюс знание объективных законов развития систем и умение пользоваться приемами и алгоритмами решения творческих задач.