Официальный сайт Г.С. Альтшуллера

создателя ТРИЗ-РТВ-ТРТЛ

Ссылка на главную страницу официального сайта Г. С. Альтшуллера
Ссылка на главную страницу официального сайта Г. С. Альтшуллера

 

 
 
КАРТА ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА Г. С. АЛЬТШУЛЛЕРА

 






Новости ТРИЗ

       

E-Книга

       

Термины

       

Работы

       

ТРИЗ

     

Законы

   

Приемы

   

Стандарты

   

Класс 1

 

Класс 2

 

Класс 3

 

Класс 4

 
Класс 5  
Учебные задачи  
Рекомендации   
Ответы к задачам  

АРИЗ

   

Часть 1

 

Часть 2

 

Часть 3

 

Часть 4

 

Часть 5

 

Часть 6

 

Часть 7

 

Часть 8

 

Часть 9

 

Таблица 1

 

Таблица 2

Приложение 1

 

Приложение 2

 

Приложение 3

 

 

Приложение 4

 

Приложение 5

 

ТРИЗ+

   

Публикации журнала "ТиН"

   
ТРТЛ      

РТВ

     
Фантастика    

Регистр н/ф идей    

Рассказы

   

Школьникам,
учителям, родителям

     
Практикум для    
школьников и не только    
Рассказы Г.С.Альтшуллера для детей    

Рассказы В.Н.Журавлевой для детей

   
Отношение к работе      
Критика      

Форум

       

Библиография

       
Г. С. Альтшуллер      
Раздел 1    
Раздел 2    

Раздел 3

   
Разделы 4-6    
Разделы 7-9    
Приложения    
Переводы    
В. Н. Журавлева      
Раздел 1    
Разделы 2-7    

Раздел "Биография"

       
Биография      
Интервью      
Переписка      
Биографические рассказы      
Аудио      
Видео      
Фото      






Опросы        







ГЕНРИХ САУЛОВИЧ АЛЬТШУЛЛЕР
15.10.1926 - 24.09.1998 


Генрих Саулович Альтшуллер (псевдоним - Генрих Альтов) - автор ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач - теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель.

 

Родился 15 октября 1926 года в г. Ташкенте (СССР, Узбекистан). В 1931 г. семья переехала в г. Баку (СССР, Азербайджан). Родители - журналисты. С отличием окончил среднюю школу. Поступил в Азербайджанский индустриальный институт. С первого курса нефтемеханического факультета в феврале 1944 г. добровольно пошел в Советскую Армию. Учился в 21-й Военно-авиационной школе первоначального обучения пилотов (СССР, Грузия, Рустави). После окончания Великой Отечественной войны для продолжения службы был направлен в Баку; служил в инспекции по изобретательству Каспийской Военной флотилии, был командиром отделения хим. разведки в/ч 11513.

 

Изобретал с детства. Среди его первых изобретений - катер с ракетным двигателем, пистолет-огнемет, скафандр. Первое авторское свидетельство на изобретение получил в возрасте 17 лет (приоритет заявки от 9 ноября 1943 г.). К 1950 г. число изобретений превысило десять. Наиболее значительное из них - газотеплозащитный скафандр (а.с. № 111144).

 

В 1946-48 г.г. главной целью жизни стала разработка ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Основной постулат ТРИЗ-ТРТС: технические системы развиваются по определенным законам, эти законы можно выявить и использовать для создания алгоритма решения изобретательских задач. Созданию и совершенствованию ТРИЗ-ТРТС, а в конечном счете, созданию теории сильного мышления, Г.С. Альтшуллер посвятил свою жизнь - около 50 лет.

 

Образование н/высшее (Азербайджанский индустриальный институт). Со школьных лет занимался самообразованием, с 15 лет вел учет времени по системе, напоминающей систему Любищева.

 

Занятия по ТРИЗ вёл с 1948 года. В эти годы им уже была сформулирована идея выявления и преодоления ТП (технического противоречия), выявлены некоторые закономерности (в частности то, что теперь называют переходом в надсистему, а также закон согласования ритмики) и приемы (один из первых - изменение агрегатного состояния), использовались некоторые химэфекты: применение сильных окислителей, ВВ, появился информфонд.

 

В 1948 году написал письмо Сталину (вместе с Р. Шапиро) с резкой критикой положения дел с изобретательством в СССР. 28 июля 1950 г. был арестован бывшим МГБ СССР (Министерство госбезопасности), без суда приговорен Особым Совещанием МГБ к 25 годам лишения свободы и отправлен в Речлаг - один из лагерей Воркуты. Лагерный номер: 1-Ч-502.  В лагере сделал несколько изобретений. 22 октября  1954 года  реабилитирован КГБ (Комитет госбезопасности) при СМ СССР (Совете министров) по ЗакВО (Закавказский военный округ).

 

После освобождения вернулся в Баку, где и жил до 1990 г. С сентября 1990 г. до конца жизни (1998) проживал в г. Петрозаводске (Карелия).

 

В 1955-1956 г.г. был корреспондентом  газет: “Бакинский рабочий”, “Вышка”.


Первая публикация, посвященная теории изобретательства, - статья “О психологии изобретательского творчества” (Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества//Вопросы психологии. - 1956, № 6).  В статье - первый опубликованный АРИЗ (Алгоритм решения изобретательских задач). Над совершенствованием АРИЗа работал около 40 лет. Автор модификаций: АРИЗ-59, АРИЗ-61, АРИЗ-64, АРИЗ-65, АРИЗ-68, АРИЗ-71, АРИЗ-75, АРИЗ-77, АРИЗ-82 (А,Б,В,Г), АРИЗ-85-А, АРИЗ-85-Б, АРИЗ-85-В.

 

Устроиться на работу реабилитированному было практически невозможно. Г.С. Альтшуллер сформулировал проблему трудоустройства в виде изобретательской задачи: “Надо работать и нельзя работать”. Решение задачи нашел в виде: “Надо писать фантастику”. Как писатель-фантаст дебютировал рассказом “Икар и Дедал” в 1958 г.

 

Первые фантастические рассказы составили цикл “Легенды о звездных капитанах” (1961 г.). Все научно-фантастические произведения печатал под псевдонимом Г. Альтов. В дальнейшем у него возникали изобретательские идеи, граничащие с фантастикой, и фантастические идеи на грани с реальной техникой. В таких случаях приходилось спорить с экспертизой, доказывая, что изобретение все-таки реально. И однажды, не сумев убедить экспертов, он написал фантастический рассказ, использовав идею своего изобретения... Как писатель-фантаст, Генрих Альтов ставил задачу: методами литературы показать развитие науки и техники в направлении идеала, считая в то же время главной целью фантастики как литературного жанра - человековедение.

 

Один из ведущих отечественных писателей-фантастов 1960-х годов. Автор "Регистра научно-фантастических идей и ситуаций" (своеобразного патентного фонда идей мировой фантастики), автор научно-фантастических очерков, а также очерков о судьбе предвидений Ж. Верна, Г. Уэллса, А. Беляева.

 

В 1957-1959 г.г. работал в Министерстве строительства Азербайджана (Бюро технической помощи). Здесь в 1958 г. провел самый первый семинар по обучению ТРИЗ, на котором впервые было сформулировано понятие ИКР (идеального конечного результата). Проводил семинары по ТРИЗ по всей стране (СССР). Число семинаров к 1970 г. составило 19, в том числе и первый семинар по подготовке преподавателей ТРИЗ в г. Дзинтари (Латвия) в 1968 г.  Всего Г. Альтшуллером было  проведено около 70 семинаров и курсов по обучению ТРИЗ и подготовке преподавателей в различных городах СССР.

 

В 1970 году создал в Баку (СССР, Азербайджан) Школу молодого изобретателя, которая в 1971 году переросла в АзОИИТ (Азербайджанский общественный институт изобретательского творчества) - первый в мире центр обучения ТРИЗ. Организовывал первые в стране школы изобретательского творчества, общественные университеты научно-технического творчества  во многих городах. Общее число таких школ в 80-е годы превышало 500.

 

В 1974 г. о занятиях в Азербайджанском общественном институте изобретательского творчества (АзОИИТ), проводимых Г. Альтшуллером, был снят фильм “Алгоритм изобретений” (“Центрнаучфильм”).

 

Преподавал ТРИЗ школьникам с 1970 г. С 1974 г. по 1986 г. вел изобретательский раздел  в газете “Пионерская правда”. За 12 лет проведения не имеющего аналога в мире эксперимента по обучению ТРИЗ школьников 10-ти - 17-ти лет им было проанализировано полмиллиона писем с решениями изобретательских задач. На основе этого уникального опыта написана книга: “И тут появился изобретатель” (1984, 1987;  доп. и перераб., 1989; 2000).

 

В 1973 г. ввел в практику решения изобретательских задач вепольный анализ, а в 1975 г. - стандарты на решение изобретательских задач.

С 1989 г. по 1998 г. президент Ассоциации ТРИЗ.

 

Основные книги Г.С. Альтшуллера по ТРИЗ-ТРТЛ:

  • Альтшуллер Г.С. КАК HАУЧИТЬСЯ ИЗОБРЕТАТЬ. - Тамбов: Тамбовское кн. изд-во. - 1961;
  • Альтшуллеp Г.С. ОСHОВЫ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА - Воронеж: Центрально-Черноземное изд-во. - 1964;
  • Альтшуллеp Г.С. АЛГОРИТМ ИЗОБРЕТЕHИЯ. - М.: Московский рабочий. - 1969 (1-е изд.); 1973 (2-е изд.);
  • Альтшуллеp Г.С. ТВОРЧЕСТВО КАК ТОЧHАЯ HАУКА - М.: Советское радио, 1979;
  • Альтшуллеp Г.С., Селюцкий А.Б. КРЫЛЬЯ ДЛЯ ИКАРА.- Петрозаводск: Карелия, 1980;
  • Альтов Г. И ТУТ ПОЯВИЛСЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ. - М.: Дет. лит-ра. - 1984 (1-е изд.); 1987 (2-е изд); 1989 (3-е изд., перераб. и доп.); 2000 (4-е изд.);
  • Альтшуллеp Г.С., Злотин Б.Л. и др. - ПРОФЕССИЯ - ПОИСК HОВОГО. - Кишинев: Каpтя Молдовеняскэ, 1985; 
  • Альтшуллеp Г.С. HАЙТИ ИДЕЮ - Hовосибиpск: Hаука, 1-е издание, 1986; 2-е издание, 1991; 3-е изд., доп., Петрозаводск: Скандинавия, 2003 ;
  • Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В. - ПОИСК HОВЫХ ИДЕЙ: ОТ ОЗАРЕHИЯ К ТЕХHОЛОГИИ (теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинев: Каpтя Молдовеняскэ, 1989;
  • Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. КАК СТАТЬ ГЕНИЕМ: Жизненная стратегия творческой личности. -  Минск: Беларусь, 1994.

Помимо книг им написаны десятки статей по теории решения изобретательских задач.  Некоторые книги и многие статьи переведены на иностранные языки (см. Библиографию).

 

Начав с попытки создания методики изобретательства, Генрих Саулович Альтшуллер создал теорию сильного мышления (включающую ТРИЗ-ТРТС, РТВ, ТРТЛ), которую десятки тысяч людей во всем мире используют для решения творческих проблем в различных областях человеческой деятельности.

Генрих Альтшуллер - автор ТРИЗ


Ссылка на информационный источник   http://practiceducation.com/node/138

Генрих Саулович Альтшуллер, создатель Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), родился 15 октября 1926 года в Ташкенте. Родители были родом из Баку. Отец работал в редакции газеты “Заря востока”. Когда мальчику исполнилось 5 лет, родители вернулись в Баку. В этом городе он прожил практически всю жизнь.

 

GSA01-1.jpg

 

Он очень рано попал в библиотеку, запоем читал научную фантастику. Повезло с учителями. Мечтал стать моряком. В 8-ом классе поступил в военно-морскую спецшколу. Когда началась война, весь выпуск школы забрали на фронт. Он был на год моложе всех, поэтому его оставили. Пришлось вернуться в обычную школу.

В те годы, совсем еще мальчишкой, Г.С. Альтшуллер сконструировал катер с химическим двигателем. Он занимался в двух кружках: в военно-морском и химическом. И в обоих нужно было в конце года сделать выпускную работу. В результате объединения работ появился катер с химическим двигателем.

Идея двигателя была проста: если налить в карбид воды, начнется бурная реакция с выделением газа. Если газ поджечь, получится реактивный двигатель. Свою идею он реализовал: построил катер, который мог выдержать человека. И вот испытания. Залили воду в двигатель, несколько секунд ничего не происходило, вдруг резкий толчок выбросил испытателя за борт, как оказалось, к счастью, потому что еще через несколько секунд катер пролетел весь пруд, выскочил на берег и взорвался...(Подробности см. здесь).

Еще он хотел построить Наутилус или просто какой-то аппарат, позволяющий плавать под водой. Акваланг тогда еще не был изобретен, да и откуда взять компрессор для сжатия воздуха? Подошел бы и жидкий воздух, но, конечно, холодильной машины у мальчишки тоже быть не могло. А нельзя ли получить жидкий воздух без ожижения? Теоретически невозможно...

И все-таки ему удалось обойти запрет. Он решил использовать жидкость, в которой много кислорода, — перекись водорода Н2О2. Для выделения кислорода ее достаточно подогреть. И достать перекись водорода оказалось несложно — в аптеках продается. Аппарат был построен. Так еще в школе Г.С. Альтшуллер получил авторское свидетельство на свое первое изобретение.

После школы его забрали в армию. Попал в запасной стрелковый полк, из которого его направили в летное училище. Окончание училища совпало с окончанием войны, и Г.С. Альтшуллер попросил направить его в Баку, в военно-морскую флотилию.

В военно-морской флотилии он попал работать в патентный отдел. Много пришлось изобретать самому и учить этому других. Странное у него было положение: обращались за помощью в изобретательстве люди вдвое, а иногда и втрое старше его.

Как им помочь? Он бросился в библиотеки, перерыл огромное количество книг в поисках советов, правил, как изобретать, и ничего не обнаружил. Оказалось, что учить было нечему.

Возникла необходимость изучить или создать самому приемы изобретательства. Не сразу он понял, что вышел на большую, исключительно важную для всего человечества цель — создать метод, позволяющий каждому научиться изобретать, решать творческие задачи в разных областях человеческой деятельности.

И всю дальнейшую жизнь Г. С. Альтшуллер подчинил достижению этой цели. В отличие от психологов, которые изучали человека, делающего изобретения, Альтшуллер начал изучать сами изобретения, т.е. технические системы, созданные человеком. Он начал искать отличия сильных изобретений от слабых. В качестве критерия использовал противоречие. Был проанализирован весь фонд авторских свидетельств и патентов и выявлены типовые приемы разрешения технических противоречий.

В 1948 году, когда были получены первые результаты, Г.С. Альтшуллер вместе с товарищем, которого он привлек к работе над целью, написали письмо Сталину. Оно было объемистым — несколько десятков страниц и содержало анализ весьма плачевного состояния изобретательского дела в стране.

Писали его полгода. В письме предлагались меры по улучшению изобретательства, в первую очередь путем обучения изобретателей новым приемам изобретательства. Письмо было деловое, сухое, без обязательных для того времени уверений в личной любви и преданности, оно выглядело укором Председателю Совета Министров, плохо, по мнению авторов, выполнявшему свои обязанности. В конце письма сообщалось, что создана методика, позволяющая решать изобретательские задачи. Этой методике необходимо было обучать.

Многие расспрашивали потом Генриха Сауловича об этом письме — неужели тот не понимал, чем оно грозило? Понимал. Но не мог остаться равнодушным к страшной разрухе, в которой оказалась наша страна в послевоенные годы, к угрозе атомной войны. Он был уверен в том, что в его руках возможность помочь восстановлению страны, и не мог не попытаться это сделать. Но ответом на письмо был арест, вздорные обвинения, пытки, приговор — 25 лет лагерей.

Работа над ТРИЗ не прекращалась и в лагере, несмотря на голодное существование, нечеловеческие условия жизни и вдобавок одно из самых издевательских лишений—запрещение вести записи — все нужно было держать в голове.

И тем не менее Альтшуллер считает, что именно ТРИЗ помогла ему выжить: первыми гибли те, кто сломался, смирился с безысходностью и потерял цель, смысл жизни.

Например, Генрих Саулович рассказывал такой эпизод. В период так называемого “следствия” тюремщики имели обыкновение изощренно издеваться над подследственными. Одним из таких издевательств были такие их действия. Заключенный вызывался на допрос в ночное время. В ярко освещенной камере, где должен был проводиться допрос, заключенного усаживали на единственный находящийся в камере стул, лицом к железной двери, в которой имелось смотровое окошко. Его оставляли одного. Заключенный должен был сидеть на этом стуле много часов подряд, и ему запрещалось спать. Находящийся снаружи надзиратель регулярно заглядывал в смотровое окошко и, если видел, что заключенный закрыл глаза, тут же врывался в камеру и начинал избивать его резиновой палкой. Лишение человека сна - это очень страшная пытка.

Находясь в этой ситуации, Генрих Саулович сформулировал для себя противоречие: он должен закрывать глаза, чтобы спать, и не должен закрывать глаза, чтобы не давать повода надзирателям избивать себя. Это противоречие он разрешил следующим образом: вырезал из бумаги небольшие продолговатые кусочки и нарисовал на них угольком темные зрачки глаз. Когда его в очередной раз вызвали на допрос, он взял эти кусочки бумаги с собой. Оставшись один на стуле в камере пыток и выждав момент, когда за ним не наблюдали, он закрыл глаза и наклеил кусочки бумаги слюной себе на веки. Надзиратель заглядывал в камеру - у заключенного глаза открыты. А на самом деле он спал.

ВНИМАНИЕ! Задача № 1. Как Вы думаете, каким образом решил противоречие Г. С. Альтшуллер? Что бы Вы сделали, если бы оказались в такой ситуации? 

Попав в лагерь, Г.С. Альтшуллер быстро сориентировался, что, если работать так, как требовали от заключенных надзиратели, долго не протянешь. Несмотря на то, что выходящим на работы полагался значительно больший паек, чем тем, кто на работы выйти уже был не в состоянии, - условия и нагрузка были таковы, что этого пайка никак не могло хватить для восстановления сил. “Губит большая пайка”, - понял Генрих Саулович и добровольно отказался от нее, перестав выходить на работы и перейдя в разряд “доходяг” - умирающих людей, на которых все махнули рукой.

ВНИМАНИЕ! Задача № 2. Предложите свое решение данной тупиковой ситуации в условиях лагеря. 

Тех, которые не выходили на работу, в бараке было много. Каждый день умирали люди. В числе “доходяг” оказалось много представителей технической интеллигенции: специалисты по разным отраслям техники, профессора и доценты технических вузов. Все это были люди пожилого возраста, очень ослабленные и находящиеся в стадии медленного умирания.

И тогда Генрих Саулович открыл в бараке “университет одного студента”. Каждый день, по определенному расписанию, он слушал лекции кого-либо из своих товарищей по несчастью. Люди ожили. У них появилась цель: передать свои знания молодому человеку. И люди в бараке перестали умирать!

ВНИМАНИЕ! Задача № 3. Что придумал Г. Альтшуллер, чтобы люди в бараке (доходяги) перестали умирать?. Что бы Вы предприняли, если бы оказались на месте Г. Альтшуллера?

В 1953 году, после очередного отказа о помиловании сына, мать Альтшуллера покончила с собой. Отец умер еще раньше. А в 1954 году Г.С. Альтшуллер был полностью реабилитирован.

В 1956 году в журнале “Вопросы психологии” вышла первая статья с изложением основ ТРИЗ. Главная мысль – техника развивается по объективным законам, которые надо изучать. Любая изобретательская задача – это выявление и разрешение противоречия.

Два года бились специалисты над проблемой создания газотеплозащитного скафандра для горноспасателей. Проблема была в том, что вес скафандра, включающего аппарат для дыхания и систему охлаждения, не должен был превышать 20 килограммов, в то время как только дыхательный аппарат весил 16 килограммов и система охлаждения немногим меньше.

Был объявлен всесоюзный конкурс. И три первых места в нем заняли три варианта скафандра, разработанные Г.С. Альтшуллером вместе с товарищем. Они нашли красивое решение проблемы: .................... совместить системы охлаждения и дыхания. Сначала жидкий кислород используется для охлаждения, а испарившийся кислород — для дыхания;

ВНИМАНИЕ! Задача № 4. Какую идею предложил Г. Альтшуллер для решения проблемы создания скафандра? Как Вы бы решили эту задачу?

Конечно, путь от идеи до конструкции был не близок, попутно друзьям пришлось сделать еще несколько изобретений, прежде чем проекты были готовы.

После возвращения с каторги Альтшуллер устроился на завод стальных канатов, работал в редакции газеты “Бакинский рабочий”, потом в Министерстве строительства Азербайджана. Закончил институт.

Но отношение к бывшим “зекам” в нашей стране было достаточно негативным. На работу старались не брать, а если брали – при первой возможности стремились избавиться. Однако надо было зарабатывать на жизнь. Альтшуллер опять сформулировал для себя противоречие: работать надо, чтобы зарабатывать деньги, и работать нельзя, потому что не берут. Разрешение этого противоречия он нашел . . .  в занятии литературной работой.  С конца 50-х годов Альтшуллер – писатель-фантаст. Он писал фантастику под псевдонимом Генрих Альтов (подробнее см. здесь).

ВНИМАНИЕ! Задача № 5. Как Альтшуллер разрешил противоречие? Какие варианты решения проблемы Вы можете предложить дополнительно?

Однако постепенно работа над Теорией Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) вытеснила все другие виды деятельности и заняла всю жизнь.

Внедрение методики шло тяжело. Десять лет с 1958 по 1967 год велась переписка с ЦС ВОИР. Альтшуллер просил выслушать его и десять лет получал отказы.

В 1970 году ЦС ВОИР принял решение о создании Общественной Лаборатории методики Изобретательства (ОЛМИ), а в 1971 году был открыт Азербайджанский Общественный Институт Изобретательского Творчества (АзОИИТ). Он вырос из первой в стране молодежной изобретательской школы.

Огромные усилия Г.С. Альтшуллер приложил к организации исследовательской работы. Сотрудники ОЛМИ работали по эстафетному принципу. Кто не выдерживал и уходил, передавал материалы другим разработчикам. Альтшуллеру удалось создать хороший творческий коллектив разработчиков теории.

По всей стране начали возникать школы, в которых обучали ТРИЗ.

В 1974 году ЦС ВОИР закрыл ОЛМИ, так как Г.С. Альтшуллер не прекратил по требованию ЦС ВОИР создавать школы по всей стране. Процесс создания школ становился для ЦС ВОИР неуправляемым. После закрытия ОЛМИ Г.С. Альтшуллер ушел из АзОИИТ. Вместе с ним ушли и другие преподаватели. ОЛМИ существовала еще 10 лет на общественных началах.

С 90-х годов начался период признания ТРИЗ за рубежом, в крупнейших странах мира. Этому способствовало создание интеллектуальной программы для персональных компьютеров “Изобретающая машина”.

Литературное наследие Альтшуллера огромно: десятки книг, сотни статей. Многие из них переведены на иностранные языки и изданы за рубежом. Сейчас началось массовое внедрение ТРИЗ в педагогику и другие области человеческой деятельности.

Очень много Г.С. Альтшуллер сделал для организации ТРИЗ-движения, объединяющего всех, кто использует ТРИЗ. В 1989 году была создана Всесоюзная Ассоциация ТРИЗ. Президентом Ассоциации был избран Г.С. Альтшуллер.

В 1998 году создана Международная Ассоциация ТРИЗ со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге. ТРИЗ-движение развивается вглубь и вширь. В сотнях городов нашей страны и за рубежом работают школы, народные университеты, центры по обучению изобретательству взрослых и детей, в которых ведут занятия подготовленные Г. С. Альтшуллером ученики и ученики его учеников.

Слушатели начинают решать свои производственные проблемы еще в процессе обучения. Группы по изучению ТРИЗ работают на заводах, в НИИ, Дворцах культуры и техники, Домах научно-технической пропаганды, центрах научно-технического творчества, вузах, в институтах повышения квалификации инженеров, кооперативах и коммерческих фирмах.

ТРИЗ изучают не только инженеры, но и врачи, учителя, социологи, биологи, журналисты, предприниматели — все, кому приходится в своей работе решать творческие задачи. Множество людей благодарны Г.С. Альтшуллеру за то, что он привлек их к работе над наукой, может быть, самой важной из созданных в наше время — наукой о развитии творческой личности.

-- опубликовано на сайте--

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.


Для тех, кто потерял смысл жизни



Отрывок из книги знаменитого австрийского врача-психотерапевта Виктора Франкла, прошедшего через Освенцим для тех, кто потерял смысл жизни

Человек, утративший внутреннюю стойкость, быстро разрушается. Фраза, которой он отклоняет все попытки подбодрить его, типична: «Мне нечего больше ждать от жизни». Что тут скажешь? Как возразишь?

Вся сложность в том, что вопрос о смысле жизни должен быть поставлен иначе. Надо выучить самим и объяснить сомневающимся, что дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас. Говоря философски, тут необходим своего рода коперниканский переворот: мы должны не спрашивать о смысле жизни, а понять, что этот вопрос обращен к нам — ежедневно и ежечасно жизнь ставит вопросы, и мы должны на них отвечать — не разговорами или размышлениями, а действием, правильным поведением. Ведь жить — в конечном счете, значит нести ответственность за правильное выполнение тех задач, которые жизнь ставит перед каждым, за выполнение требований дня и часа.

Эти требования, а вместе с ними и смысл бытия, у разных людей и в разные мгновения жизни разные. Значит, вопрос о смысле жизни не может иметь общего ответа. Жизнь, как мы ее здесь понимаем, не есть нечто смутное, расплывчатое — она конкретна, как и требования ее к нам в каждый момент тоже весьма конкретны. Эта конкретность свойственна человеческой судьбе: у каждого она уникальна и неповторима. Ни одного человека нельзя приравнять к другому, как и ни одну судьбу нельзя сравнить с другой, и ни одна ситуация в точности не повторяется — каждая призывает человека к иному образу действий. Конкретная ситуация требует от него то действовать и пытаться активно формировать свою судьбу, то воспользоваться шансом реализовать в переживании (например, наслаждении) ценностные возможности, то просто принять свою судьбу. И каждая ситуация остается единственной, уникальной, и в этой своей уникальности и конкретности допускает один ответ на вопрос — правильный. И коль скоро судьба возложила на человека страдания, он должен увидеть в этих страданиях, в способности перенести их свою неповторимую задачу. Он должен осознать уникальность своего страдания — ведь во всей Вселенной нет ничего подобного; никто не может лишить его этих страданий, никто не может испытать их вместо него. Однако в том, как тот, кому дана эта судьба, вынесет свое страдание, заключается уникальная возможность неповторимого подвига.

Для нас, в концлагере, все это отнюдь не было отвлеченными рассуждениями. Наоборот — такие мысли были единственным, что еще помогало держаться. Держаться и не впадать в отчаяние даже тогда, когда уже не оставалось почти никаких шансов выжить. Для нас вопрос о смысле жизни давно уже был далек от того распространенного наивного взгляда, который сводит его к реализации творчески поставленной цели. Нет, речь шла о жизни в ее цельности, включавшей в себя также и смерть, а под смыслом мы понимали не только «смысл жизни», но и смысл страдания и умирания. За этот смысл мы боролись!

Виктор Франкл. Сказать жизни «Да!». Психолог в концлагере. М., АНФ, 2014

Ссылка на скачивание электронной книги "Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы"
Электронная книга "Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы"

Данная книга представляет собой систематизированное описание основных понятий, терминов, моделей и подходов ТРИЗ-РТВ-ТРТЛ в изложении первого разработчика теории – Генриха Сауловича Альтшуллера. Книга, прежде всего, ориентирована на интересующихся ТРИЗ-РТВ-ТРТЛ, а также на преподавателей этих дисциплин.


Из курса ТРИЗ вы узнаете:
  • Что такое инновационное мышление?
  • Как научиться мыслить творчески, обходя шаблоны?
  • Как выявлять противоречия в системах и разрешать их?
  • Как научиться изобретать и находить новые идеи?
  • Закон идеальности (максимальная выгода при минимуме затрат).
  • Как развить способность воображать и представлять?
  • Как создать собственный инновационный продукт или его усовершенствовать?


Владимир Петров

 

"Мастер ТРИЗ", президент Ассоциации ТРИЗ Израиля, член Президиума Международной Ассоциации ТРИЗ, научный консультант Европейской ассоциации ТРИЗ.

 

Родился 25 июля 1945 г. в Ленинграде (Санкт-Петербурге).

 

В 1969 г. окончил Ленинградский Кораблестроительный институт (сейчас Санкт-Петербургский Государственный морской технический университет) по специальности "Теория автоматического управления". В 1980 окончил Ленинградский инженерно-экономический институт по специальности "Организация управления научными исследованиями", а в 1986 получил патентное образование.

 

В 1985 г. защищал диссертацию на соискание звания кандидата экономических наук по теме “Выбор перспективного направления НИОКР”, основу, которой составляли ТРИЗ и системный анализ.

 

Занимается ТРИЗ с 1972 года. Совместно с Волюслвом Митрофановым организовал Ленинградскую научную Школу ТРИЗ, организовал и читал лекции на многих курсах ТРИЗ в бывшем СССР и Израиле. Помогал в организации школ ТРИЗ в Болгарии, Чехословакии, Вьетнаме.

 

Совместно с Генрихом Альтшуллером проводил учебные семинары, в качестве второго преподавателя.

 

Универсальный специалист ТРИЗ. Научные интересы в ТРИЗ весьма широки. Уделяет много внимания разработке законов развития систем, прогнозированию, системным исследованиям, АРИЗ, вепольному анализу, информационному фонду, методике преподавания ТРИЗ для любых возрастов и формированию изобретательского мышления у детей.

 

В 1990 году эмигрировал совместно с Эстер Злотин в Израиль.

 

Прочитал более 50000 часов лекций по ТРИЗ для взрослой и детской аудиторий. Воспитал несколько тысяч учеников. Решил более 5000 изобретательских задач.

 

Автор 7 учебников и учебных пособий, 154 печатных работ по ТРИЗ и 47 патентов. Всего автор более 200 печатных работ.

 


СПРАВКА О ПРЕПОДАВАНИИ ТРИЗ В МАССАЧУСЕТСКОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (США)

Massachusetts Institute of Technology

Information Letter

Миссией МIТ является глубокое и всестороннее обучение студентов в науке, технологии и других областях знаний в целях развития США и мира в 21 веке.

Практически во всех международных рейтингах МIТ признан инженерным университетом номер 1 в мире (в нём работают или работали 77 Нобелевских Лауреатов). Обучение в МIТ органично сочетает глубокое и интенсивное академическое обучение со всесторонним опытом в промышленности и на практике. 80% выпускников МIТ работают в компаниях Fortune-100 (100 ведущих мировых компаний) и профессорами в ведущих университетах мира.

История ТРИЗ в МIТ начинается в 1994 году, когда компания Изобретающая Машина начала проводить семинары по ТРИЗ для студентов магистратуры. Семинары также включали использование компьютерной программы Изобретающая Машина.

Постепенно курс по ТРИЗ как избирательный начал преподаваться для студентов-докторантов механического, химического, строительного и других факультетов инженерной школы МIТ. Обучение включало базовый курс по ТРИЗ и компьютерную программу ТechOptimizer (Изобретающая Машина). Курс длился один семестр и оканчивался проектом и зачетом.

В 1996 годy МIТ провел эксперимент по эффективности ТРИЗ. Группа студентов, прошедших обучение ТРИЗ и группа студентов, которые о ТРИЗ никогда не слышали, получили для решения реальную производственную задачу от немецкой компании Тиссен (Theissen). Студентам дали 3 часа для работы над задачей. Студенты использовали свои знания и любые методики, которыми владели.

Результаты эксперимента показали, что студенты, использовавшие ТРИЗ, придумали на 80% идей больше, чем группа без знания ТРИЗ. И это только по количеству! По качеству же ТРИЗ-идеи по мнению экспертов были намного выше.

Всего лишь 24 часа обучения ТРИЗ и программы Изобретающая Машина более чем удвоили инновационные возможности студентов (будущих магистров).

С 1999 года ТРИЗ в МIТ преподаётся в трех параллельных плоскостях:

  1. Семинары ТРИЗ для студентов-докторантов и докторов-исследователей (курсы категории 600 и выше). Программа длится 32 часа, завершается проектом и студенты получают за неё 3 кредитных балла. Семинары проходят 4 раза в году  — они проводятся Центром по Инновационной Разработке Технологий МIТ.
  2. Семинары для студентов-докторантов факультета Экологического проектирования (Инженерная Школа). Поощряется использование ТРИЗ в диссертациях и как правило к защите у каждого студента есть 1-2 патента, что является достижением даже в МIТ.
  3. Курсы ТРИЗ как избирательные в зимний семестр. (7 недель). Курсы организованы для студентов магистратуры и докторантуры. Студенты получают 3 кредитных балла.

С 1999 года по 2012 год более 2400 студентов прошли обучение ТРИЗ по разным программам в МIТ. Докторские диссертации с использованием ТРИЗ содержат более 205 патентов США и 14 из них были удостоены Инновационных Наград МИТ.

Sergei Ikovenko, Dr-Eng, PhD, TRIZ Master

Professor (Adjunct), Massachusetts Institute of Technology

77 Massachusetts Avenue, Cambridge, MA 02139-4307, USA

December 7, 2012

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.

Информация об авторе проекта
Информация об авторе проекта

Лечение неврозов

В настоящее время знания людей о психотерапии извращены невежественными публикациями в жёлтой прессе, многочисленными мракобесными программами об "экстрасенсах" и "ясновидящих" на телевидении. Отсюда массовая некомпетентность в вопросах психогигиены и психопрофилактики, что крайне негативно сказывается на здоровье людей и качестве их жизни. На этой странице будут представлены максимально доступно, избегая медицинской терминологии адекватные представления о современной медицинской психотерапии.


Ссылка на главную страницу сайта "ИКТ-компетентность современного учителя"
Сайт "ИКТ-компетентность учителя"

Сайт "Информатика в начальной школе"
Ссылка на главную страницу дополнительного сайта образовательного проекта "Старт Бизнес Клуб"
Дополнительный сайт проекта
Ссылка на сайт Союза  Изобретателей
Сайт Союза Изобретателей
Ссылка на главную страницу официального сайта СОЮЗА ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ
Официальный сайт


Маникюр (услуги мастера)
Ссылка на рекламную страницу с образцами дизайна ногтей
Образцы дизайна


Мастер-маникюрист 

(г. Пермь)

предлагает  услуги:

  • Обрезной маникюр
  • Необрезной (европейский) маникюр
  • Покрытие лаком
  • Покрытие шеллак
  • Французский маникюр
  • Дизайн ногтей (блестки, стразы, роспись, наклейки)
  • Парафинотерапия
  • SPA-маникюр
  • Покраска и оформление бровей
  • Покраска ресниц

Низкие цены. Высокое качество

Предварительная запись

по телефону:

8 909 107 39 35 (Татьяна)

Ссылка на сайт № 1 - доска бесплатных объявлений Авито
Дорус.ру - Объявления Пермь

Нажмите на фотографии для увеличения

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.

Ссылка на записи Игоря Талькова и слушайте эти записи on-line
Все песни Игоря Талькова