К настоящему времени все большее количество психологов приходит к признанию того, что творческие способности человека не являются синонимом его способностей к обучению и редко отражаются в тестах IQ. Поэтому оценка творческих способностей является необходимой для определения одаренности. Творчество, долгое время считавшееся основным качеством создателей произведения искусства и изобретателей, все больше и больше признается также и основой научных достижений, предпринимательской, банковской и другой деятельности.
Для определения уровня развития творческих способностей предлагается вербальный тест "Необычное использование", включающий в себя творческие открытые задачи. Такие задачи будут предложены в данной номинации конкурса "Юный изобретатель". Можно выделить следующие показатели (критерии оценки) вербального теста:
ПРИМЕР ЗАДАНИЯ, которое позволяет одновременно как оценивать общую продуктивность вербального творческого мышления, так и развивать ее. На выполнение этого задания отводится 6 минут. Перед выполнением задания зачитывается следующая инструкция: "Постарайтесь придумать как можно больше самых разных и оригинальных способов необычного использования обычной газеты. Выпишите их в столбик под номерами." Экспресс-анализ результатов выполнения этого задания заключается в подсчете количества неповторяющихся, соответствующих заданию ответов. При этом вычеркиваются все нелепые, абсурдные ответы (например, сделать из газеты космическую ракету), а также все повторяющиеся ответы, кроме одного (например, из трех ответов: постелить газету как скатерть, как салфетку и как покрывало, - учитывается лишь один. Однако ответ: постелить газету в клетку с животными, должен учитываться, так как в этом ответе газета имеет другую функцию.
Поскольку продуктивность сильно связана с другими показателями творческого мышления, высокий уровень ее показателя позволяет предполагать и более высокий уровень креативности в целом. Для повышения продуктивности мышления полезно при выдвижении идей пользоваться правилами "мозгового штурма" по Осборну.
Кроме того, для упражнений можно использовать различные принципы модификации исходного материала: увеличения или уменьшения самого предмета, добавления к нему того или иного элемента, удаления его части, изменения цвета целиком, частичного раскрашивания, удвоения предметов, его разделения на части и пр. Наиболее творческими и продуктивными являются люди с быстрым и пластичным мышлением. Эти качества можно развивать на основе использования творческих открытых задач в составе вербального теста". Для проведения такого тренинга необходимо попробовать выполнить эти задания самостоятельно. Проследите, много ли идей придет в голову, и будут ли они разнообразными и оригинальными. Следует быть честным с самим собой. Любой ответ считается приемлемым, если он Вам нравится, а необоснованные, с Вашей точки зрения ответы, следует отбросить.
Для открытых творческих задач не предусмотрено готовых правильных ответов. Для каждой задачи может быть представлено множество решений. Каждый участник конкурса в номинации "Творческие задачи" может решать любое количество этих задач из предложенных и предлагать любое количество технических или организационных решений для каждой из задач.
В процессе решения творческих задач могут появляться сильные идеи, которые будут отмечены членами экспертной комиссии. Результаты выполнения этих заданий будут измерены в соответствии с критериями экспертной оценки и представлены в виде индивидуальных рейтингов участников конкурса. На основе этих данных будут определены призеры и победители в номинации "Творческие задачи".
Участие в данной номинации конкурса
дистанционное
Для выполнения задания необходимо прочитать условие каждой задачи и с помощью клавиатуры набрать тексты вариантов решений в специальном окне под списком задач. После этого результат Вашей работы необходимо отправить членам экспертной комиссии, для чего предусмотрена кнопка [Отправить сообщение].
Процесс выполнения заданий в номинации "Творческие задачи" может подтолкнуть Вас дополнительно к участию в номинации "Изобретения и полезные модели" конкурса "Юный изобретатель", так как многие творческие задачи и технические проблемы взяты из реальной жизни.
Ваши ссылки для перехода на страницы с творческими открытыми задачами для участия в конкурсе "Юный изобретатель":
Давайте представим себе такую ситуацию. Вы хотите есть. На столе перед вами хлеб. Как быть?
Конечно, ответ очевиден, задачи пока нет. Но вот появляется дополнительное условие: возле стола — голодный лев. Он тоже — вы угадали — хочет есть. И ждет, когда за хлебом явитесь вы. Как быть? А вот это уже — изобретательская задача . . .
Итак, изобретательская задача ставит перед Вами вопрос: как быть, когда дополнительные условия делают очевидные решения невозможными, когда грамотного применения традиционных знаний (умений, навыков:..) недостаточно?
Условие изобретательской задачи содержит в себе, иногда неявно, некоторое противоречие. Казалось бы, любое решение ведет в тупик. И все же выход возможен — изобретательский!
Произошло (или происходит) некое явление. Необходимо объяснить его, выяснить причины... Ключевые вопросы: как происходит? почему? Хорошо, если условие задачи предполагает целый набор ответов-гипотез.
В одном европейском музее есть часы, работающие без подзавода уже два века. Каким образом?
Вот несколько ответов – гипотез, предложенных школьниками на занятиях по ТРИЗ:
§ замаскированный провод от ветряка на крыше;
§ используется сила посетителей, открывающих двери;
§ "работает" сила атмосферного давления: достаточно применить коробочку типа той, что используется в барометре-анероиде. При увеличении давления коробочка будет сжиматься и "заводить" пружину часов (это явление изучается в курсе физики 7 класса);
§ используется явление изменения длины человеческого волоса при изменении влажности воздуха...
Эти задачи предполагают
анализ положительных и
отрицательных последствий известных всем явлений, открытий или решений.
Добыча полезных ископаемых приводит к появлению огромных незаполненных пещер в толще поверхностного слоя Земли. Какие последствия этого явления можно спрогнозировать? Как будут использовать внутриземельные пространства люди?
Возможные ответы-гипотезы (из опыта работы со старшеклассниками):
§ пустоты, особенно в горных массивах, создают опасность обвалов, "искусственных" землетрясений;
Задачи с достраиваемым условием
Условие такой задачи допускает несколько истолкований. Учащийся анализирует и сам вводит необходимые данные и ограничения.
В ванну с водой бросили кирпич. Как изменится уровень воды в ванне?
Ситуация, описанная в задаче, неоднозначна и распадается как минимум на три:
§ уровень воды в ванне низкий, вода не покрывает кирпич;
§ уровень воды таков, что она будет при погружении кирпича переливаться через край;
§ уровень воды "обыкновенный".
Таким образом мы получили три задачи, каждая из них имеет свое решение.
Учащийся сам дополняет условие необходимыми для численного расчета данными (плотность воды, вес кирпича, геометрические размеры...). Сильный ученик может провести более глубокий анализ ситуации, учесть, хотя бы качественно, как повлияет на ответ капиллярность кирпича. Или разобраться с легким, легче воды, кирпичом (например, из пенопласта).
Боксеру ставят удар, певцу — голос. Наша задача — научиться ставить сильное мышление. Поэтому мы большое внимание уделяем творческим, открытым задачам.
Мы обращаемся ко всем участникам конкурса "Юный изобретатель". В нижней части страницы предусмотрена специальная форма для формулирования Ваших задач. Вы можете придумать одну или несколько открытых творческих задач и отправить такое сообщение организаторам конкурса. Это хороший тренинг для Вас. Будем рады получить от Вас условия этих задач для участия в конкурсе.
В школе и вузе учащиеся сталкиваются в основном с «закрытыми» задачами, на производстве и в быту - с «открытыми». Противоречие это наболело, и время его решения наступает. Откроем клетку?
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЮ ОТКРЫТОЙ ЗАДАЧИ
Помните известную детскую задачу-загадку: висит на стене, зеленое и пищит — что это такое? Ответ — селедка! Почему на стене? А моя селедка — куда хочу, туда и вешаю. Почему зеленая? Моя селедка — как хочу, так и крашу. Почему пищит? А я туда пищалку положил...
Отдадим должное детскому юмору, но нас в данном случае интересует другое: это яркий пример задачи с недостаточным условием. Будь решающий даже семи пядей во лбу — никакими рассуждениями самостоятельно на контрольный ответ не выйдет.
Как же построить условие учебной задачи так, чтобы задача была интересна, понятна и принципиально решаема независимо от уровня ее сложности? Попробуем не только ответить на этот вопрос, но и научиться несложному искусству сочинять задачи.
Сначала перечислим три основных требования к условию учебной (изобретательской или исследовательской) задачи:
1) достаточность условия
2) корректность вопроса
3) наличие противоречия
Учебная задача "В плену у крокодилов"
Во время второй мировой войны наши летчики перегоняли гидропланы из Америки. Маршрут проходил через Африку и был тщательно выверен. Но если есть
правила, то обязательно находятся те, кто их нарушает. Экипаж одного гидроплана, плененный красотой африканского озера, сделал посадку в незапланированном месте. Самолет удачно приводнился, и
тут— о
ужас! — летчики заметили, что озеро кишит крокодилами... Немедленно взлетать! — решили летчики. Но вот прямо по курсу крокодил. А кто гарантирует, что рядом с ним сейчас не всплывет еще один?
Трагизм положения в том, что стоит одному из поплавков самолета попасть на животное, аварии не избежать. Как быть?
Попробовать взять разгон, маневрируя между "живыми айсбергами"? Но гидроплан в воде довольно неуклюж. Подстрелить крокодила? Но тогда наверняка сбегутся его кровожадные сородичи, и будет еще хуже . . . И все же летчики нашли выход из положения!
Попробуйте найти его и вы . . .
Решили? Если нет, подсказка: в критический момент один из членов экипажа сообразил: нужно использовать что-то такое, чего "эти звери сильно не любят" — чтобы сами разбежались.
Контрольный ответ: летчики плеснули на поверхность воды бензин, и он стал растекаться тонкой пленкой. Крокодилы сразу разбежались, освобождая путь для разгона.
Итак, можно ли утверждать, что условие задачи "В плену у крокодилов" достаточно? На наш взгляд — да! Пусть в условии впрямую не был указан решающий ресурс, но при внимательном анализе задачи он логически выявляется — ведь самолет не мог быть без горючего.
Учебная задача "Золото
египтян"
В глубокой древности египтяне знали секрет получения золота из руды. Они обрабатывали руду расплавленным свинцом. А как получить чистое золото?
Достаточно ли это условие?
Очевидно — нет. Технология получения золота непонятна. А что кроется за словом "обрабатывали"? Не очевидно даже, что золото надо отделить от свинца.
Корректность вопроса?
Это условие не удовлетворяет и второму критерию — корректности вопроса. Неясно: требуется сообразить, как все же получали чистое золото египтяне или как это можно сделать в современных условиях?
Переделаем условие. Пусть теперь оно выглядит так:
Древние египтяне умели получать золото из руды. Они обрабатывали руду свинцом — в результате получалась смесь жидких золота и свинца. Египтяне смогли найти способ разделения смеси — попробуйте и вы.
Такую задачу уже можно решать. Обычные варианты: разделить центрифугированием; подобрать вещество, адсорбирующее (впитывающее) свинец, но не золото...
Казалось бы, на этот раз с условием все хорошо. Но вот беда — задача не интересна! Потому что условие не соответствует третьему требованию: не содержит противоречия!
Но не беда — переформулируем условие еще раз:
Древние египтяне-жрецы умели получать золото из руды. Они обрабатывали руду в больших сосудах свинцовым расплавом — в результате получалась смесь жидких золота и свинца. Теперь достаточно опустить в расплав вещество, которое адсорбирует (впитывает) свинец, — и готово чистое золото. Конечно, жрецы тщательно охраняли свою тайну. Никто не видел, чтобы они опускали в сосуды какое-либо вещество, но тем не менее они доставали из сосудов чистое золото! Как же им это удавалось?
Вот теперь в условии есть противоречие: вещество должно быть, так как золото получается, и вещества не должно быть, так как его никто и никогда не видел. Есть противоречие — а значит, есть и тайна, и задача стала интересней.
Контрольный ответ: из вещества, впитывающего свинец (это была костяная зола), изготовляли сами сосуды — в этом и заключался великий секрет египетских жрецов.
ТЕПЕРЬ ВЫ ЗНАЕТЕ, КАКИМ ТРЕБОВАНИЯМ ДОЛЖНО УДОВЛЕТВОРЯТЬ УСЛОВИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ. ОСТАЕТСЯ НЕМНОГО ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ, ЧТОБЫ УВЕРЕННО СОСТАВЛЯТЬ ЗАДАЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНО.
Вашему вниманию предлагается специальная форма, с помощью которой Вы можете отправить организаторам конкурса одну или несколько открытых творческих задач. Вы можете придумать такие задачи или взять из реальной жизни или найти в различных информационных источниках.
Лучшие задачи будут опубликованы на нашем сайте и предложены участникам конкурса "Юный изобретатель" для решения.