Определение потребностей в обучении и формирование личных целей в получении новой учебной информации по отношению ко всем учебным элементам (строкам контрольного листа – матрицы системного анализа) – это второй шаг в цикле самоуправления учебными действиями. Для записи системы целей в учетной форме предусмотрено специальное поле «цель». Образ цели – это новое (желаемое) состояние человека, более высокое по сравнению с начальным уровнем компетентности. Для постановки целей и внесения этих данных в бланк контрольного листа (матрицы системного анализа) также используется понятие лестницы компетентности. При этом надо иметь в виду, что в учетной форме в поле «цель» заполняются только те ячейки, по отношению к которым определены потребности в обучении.
Потребности в обучении могут быть сформированы только у того человека, который не удовлетворен своими знаниями, своим уровнем компетентности в какой-либо области профессиональной деятельности. Чтобы определить потребности, необходимо сначала достаточно точно измерить свой уровень компетентности перед началом обучения и решить для себя, насколько это текущее состояние помогает адекватно решать проблемы в жизни. Если человек чувствует, что он знает недостаточно и испытывает состояние неудовлетворенности по отношению к своему уровню компетентности, только на этой основе могут быть осознаны потребности в дополнительном обучении. Удовлетворенность своими знаниями является основной помехой для обучения, так как у такого человека не может быть целей. Люди могут быть слишком высокомерны, когда думают, что знают все, не имея даже фундаментальных знаний.
Умение ставить цели – это очень важное качество успешного человека. В цикле модульного и дистанционного обучения умение формулировать учебные цели – это тоже ключ к успеху. Для формирования навыков постановки целей используется форма «Контрольный лист - анкета» и конкретные алгоритмы выполнения этого действия на основе использования понятия «Лестница компетентности». Точно определенные учебные цели перед началом обучения обеспечивают возможность включения механизмов самомотивации и организации эффективного цикла самообразования.
На сайте для участников учебного процесса предусмотрено практическое упражнение - ОПРОС "Учебные цели"
Write a comment
Виктория (Monday, 25 August 2014 16:12)
мне понравилось
Виктория (Monday, 25 August 2014 16:16)
мне понравилось
Владимир (Monday, 25 December 2017 11:57)
Мне тоже